О Методе ЛФМ

Предоставляем на нашем сайте краткий обзор метода для информирования родителей перед тем, как записаться на реабилитационную программу “Речевая реабилитация. Программа ЛФМ” и информирования специалистов, желающих записаться на авторский курс О.Сахаровской “Метод ЛФМ”, модули ЛФМ-1 и ЛФМ-2.

Лого-фасциальный массаж в 5-ти этапной системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечно-фасциальных нарушений у лиц с речевой патологией. Лого-фасциальный массаж или миофасциальный логомассаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа) прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, Дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС. 

Методика запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) как способ коррекции речевых нарушений Ольги Павловны Сахаровской. Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для немедикаментозного лечения и коррекции речевых нарушений. 

Техническим результатом от использования заявляемого изобретения будет ускорение положительной динамики и повышение стабильности результата, уменьшение сроков нормализации состояния пациента, охват большего спектра речевых нарушений, для которых способ коррекции дает положительные результаты, достижение комплексного улучшения общего состояния пациента.

Пять этапов коррекции речевых нарушений

1Первый этап включает массаж грудного региона, шейного региона, лицевого региона. 

2Второй этап включает внешний и интраоральный массаж артикуляционного аппарата. 

3Третий этап включает массаж артикуляционного аппарата с постановкой звуков. 

4Четвертый этап включает дыхательную, голосовую и артикуляционную гимнастику с массажем и автоматизацией проговаривания звуков. 

5Пятый этап включает автоматизацию звуков в слогах, словах и фразах (структура занятий по автоматизации звуков, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами описаны в авторских логопедических альбомах (Сахаровская О.П. Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звуков (С, З, Л, Р, Ш) у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс; 2019, 2020).

Лого-фасциальный массаж (логопедический миофасциальный массаж)

Лого-фасциальный массаж (логопедический миофасциальный массаж) — это прямое контактное воздействие с помощью рук на поверхностные и глубокие структуры организма человека. Его цель — коррекция речевой функции через фасциальную систему организма, направленная на улучшение, восстановление, нормализацию и гармонизацию работы костно-мышечной системы. Таким образом, лого-фасциальный массаж как самостоятельный вид массажа является оздоровительным, лимфодренажным и гармонизирующим.

Особенностью предлагаемой модели является применение отобранных экспериментальным и опытным путём приёмов из разных техник массажа, немедикаментозной терапии, собранных в единый способ лого-фасциального массажа (краткое название — “Метод ЛФМ”). Лого-фасциальный массаж как вид включает в себя специальным образом и в определенной последовательности объединенные в целях коррекции речевых нарушений элементы как минимум из 9-ти существующих видов массажа и описанных в литературных источниках мировой практики.

Наш способ коррекции речевых нарушений основан на инновационной для логопедии схеме диагностики физиологических причин формирования дисфункций в речевых отделах, их первичности, вторичности и последовательности, определении взаимосвязи и взаимовлиянии и соответственно определении связи с характером нарушения звукопроизношения.

Способ имеет холистический (комплексный), гибкий и индивидуализированный подход, основан на диагностических статичных и динамичных тестах функционального состояния отдельных мышц и миофасциальных комплексов, принимающих участие в речеобразовании и речевоспроизведении с последующим переобучением пациента на этих же пробах, применении лого-фасциального массажа, включающего ручной, пальцевый и инструментальный (зонды и зондозаменители) и проведении вариативных коррекционных педагогических мероприятий с учётом конкретного речевого нарушения.

Лого — фасциальный массаж. О методе от автора О. Сахаровской, публикация видео от 15 июля 2019 г.

Показания к проведению лого-фасциального массажа

У лиц с речевой патологией может наблюдаться ряд отклонений в состоянии моторики, артикуляции, фонации, речевого дыхания и их синхронизации, возникающих в результате поражения различных уровней нервной системы центрального и периферического характера (все виды проявлений дизартрии от минимального проявления до тяжелой формы), а именно иннервирующая, костная и мышечная дисфункции, проявляющиеся в постуральных изменениях скелетно-мышечного аппарата вследствие родовой травмы черепа, крестца и верхнешейного отдела позвоночника, а также кесарева сечения.

Предлагаемая модель миофасциального логомассажа может быть использована для комплексной коррекции функциональных нарушений деятельности речевого аппарата в целом (дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат) при следующих нарушениях:

  • дислалия,
  • ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие речи),
  • ФН (фонетическое недоразвитие речи),
  • ОНР (общее недоразвитие речи),
  • моторная алалия,
  • дизартрия,
  • дисфония,
  • логоневроз, заикание,
  • ЗРР (задержка речевого развития),
  • ТЗРР (темповая задержка речевого развития),
  • ТМНР (тяжёлые множественные нарушения развития).

Модель ЛФМ предполагает отработку зон от периферии к центру относительно языка. Отличие предлагаемой методики от типовых логопедических методик состоит в том, что первичное механическое воздействие, значимое для коррекции речи, оказывается сначала на дальние зоны с последовательным исходом к близлежащим от языка зонам, языка, непосредственно участвующего в артикуляционных движениях. Сначала прорабатываются грудной и шейный отдел, голова, жевательные и мимические мышцы, скелетные и только в последнюю очередь собственные мышцы языка. Далее, при работе с мимическими, жевательными, скелетными и собственными мышцами языка работа проводится как снаружи, так и внутри ротовой полости ручными приёмами и в необходимых случаях инструментальными (зонды, зондозаменители).

Как показала практическая деятельность автора метода, отправной зоной управления скелетными мышцами языка является миофасциальный комплекс подъязычной диафрагмы, а собственные мышцы языка являются средством для извлечения и воспроизведения звуков речи. Поэтому логопедические зонды или зондозаменители как более тонкий инструмент при работе с собственными мышцами языка должны 

применяться исключительно после наружной и внутренней разблокировки подъязычной диафрагмы ручными приемами. Те приёмы, которые невозможно выполнить на участках языка с помощью пальцевого массажа, дополняются инструментальным массажем и зондовой артикуляционной гимнастикой (миофункциональной гимнастикой с утяжелителями, в роли которых используются зонды, и упражнениями на сопротивление). Проработка зондами дна рта является агрессивным, сложным и иногда даже опасным вмешательством на неподготовленных тканях, поскольку здесь технически невыполнимо качественно проработать скелетные мышцы языка и места их прикрепления с помощью логопедических зондов или зондозаменителей и невозможно получить тактильную обратную связь от тканей к рукам специалиста, но возможно получение микротравм зоны зубочелюстной дуги и слизистой дна рта.

Противопоказания к проведению лого-фасциального массажа

1Вся группа ургентных состояний пациента, то есть все неотложные, срочные состояния, требующие лечебных мероприятий, когда есть непосредственная опасность для жизни и здоровья пациента.

2 Острые состояния хронических заболеваний.

3Инфекционные заболевания.

4Психические заболевания.

5Психологические состояния, проявляющиеся в отсутствии мотивации пациента, то есть низкой адаптации к изменяющимся условиям.

Внимание! Во время осуществления реабилитационной программы с использованием ЛФМ не рекомендуется параллельное использование аппаратных или физиопроцедур и других видов массажа во избежание перегрузки организма клиента и искажения чистоты результатов (остеопатия, мануальная терапия, классический общий массаж, классический логопедический массаж). Больше информации о сочетаемости методов и разработанных нами алгоритмов работы и стратегий ведения пациентов мы предоставили в видео-лекциях. Лекторы:

✔И. И. Беляев, к.м.н., практикующий специалист в области телесно-ориентированной терапии (остеопатия, клиническая психология, стоматология), г. Санкт-Петербург. https://vk.com/doctor_belyaev

✔О.П. Сахаровская, логопед-практик высшей квалификационной категории и автор метода ЛФМ, г. Санкт-Петербург.

Лого-фасциальный массаж. Сочетание ЛФМ с остеопатией в речевой реабилитации. Показания и противопоказания к проведению ЛФМ. Что такое адаптация? Часть 1. Публикация видео от 18 апреля 2020 г.

Неговорящий ребёнок. Алалия, Дизартрия, ТМНР. Причины нарушений речи у ребёнка. Что делать? Уровни речевой реабилитации. Сочетание ЛФМ с остеопатией в речевой реабилитации. Часть 2. Публикация видео от 29 апреля 2020 г.

Речевая реабилитация. Нарушения речи и интеллекта у ребёнка. Заикание, алалия, дизартрия, задержка речевого развития, тяжёлые множественные нарушения развития. Часть 3. Публикация видео от 8 мая 2020 г

Ода о Методе ЛФМ в системе комплексной коррекции речевых нарушений.

Диафрагмы, стропы мачты,

Держат крепко балансир.

Равновесная осанка —

Самый важный ориентир.

Ритм, пульсация, дыханье,

Таз, грудина, шея, рот,

Снизу-вверх идём мы к речи,

Но никак наоборот.

Палец — вилка, ткань — розетка,

Вставь, постой и подключись.

Ток пошёл, лови движенье,

Зацепи и протяни.

Средний правый — он ведущий,

Пальцы левой — утюжок.

Согласованно и дружно

Выправляют язычок.

Покрутило, повертело,

То направо, то налево.

Провалилось и зовёт,-

Говорит, вот тут проход.

Слушай тело, слушай пальцем,

Слушай телом, не умом.

Ритмы, пульс, дыханье ткани

Скажут Мастеру — идём!

Вот отсюда и туда,

Так, как надо телу.

Заболело? Так пройдёт, —

Мышца затвердела.

Растопить, согреть, разгладить,

Там, где надо, надавить.

Это то, что можно делать

На сеансе ЛФМ.

ЗРР и ФФН

С дизартрией дружат,

Только комплексный подход

Деточке поможет.

Разобрать, освободить

Fascia зажимы.

И добавить педподход, —

И все звуки «победимы»!

ЛФМ и тренировки,

Звуки, слоги и слова

Будут в речь вводиться быстро,

Без отката, навсегда.

Логопед добавит голос

Громкий, звонкий, озорной,

Блеск в глазах с искринкой детства

И улыбку с добротой.

Без капризов, боя, плача

На занятьях детвора

Изучает азы речи,-

Я готов! Пришла пора!

© О. Сахаровская

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться