Программа ЛФМ

Как проводится лого-фасциальный массаж?

Методика ЛФМ в речевой реабилитации

Предоставляем на нашем сайте краткий обзор для информирования родителей перед тем, как записаться на реабилитационную программу “Речевая реабилитация. Программа ЛФМ”, и информирования специалистов, желающих освоить методику и  записаться на авторский курс О.Сахаровской “Метод ЛФМ”, модули ЛФМ-1 и ЛФМ-2.

Лого-фасциальный массаж в 5-ти этапной системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечно-фасциальных  нарушений у лиц с речевой патологией. Лого-фасциальный массаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа) прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, Дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС.
Методика запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) как  способ коррекции речевых нарушений Ольги Павловны Сахаровской.
Предлагаемая система  коррекции речевых нарушений включает 5 этапов. Количество массажей и занятий на каждом этапе определяется степенью тяжести речевого нарушения и индивидуальной динамики организма. В зависимости от этапа и поставленных задач предполагается дозированное добавление педагогических коррекционных мероприятий.

1 этап

На первом этапе проводятся сеансы лого-фасциального массажа на периферических отделах речевого аппарата (ручной и пальцевый): грудной регион (дыхательный аппарат) — от шейно-грудной до тазовой диафрагмы с осуществлением расслабления диафрагм с одновременной мобилизацией грудины и обучением клиента форсированному грудо-брюшному дыханию; шейный регион (голосовой аппарат) — от шейно-грудной до затылочно-челюстной диафрагмы с обучением клиента форсированной голосоподаче и  вибромассажем миофасциального комплекса  в области гортани; лицевой регион (артикуляционный аппарат) — от подъязычной диафрагмы до головы в целом.

2 этап

На втором этапе проводится интраоральный пальцевый лого-фасциальный массаж  артикуляционного аппарата с применением упражнений на расслабление и перенастройку ВНЧС.

3 этап

На третьем этапе продолжается интраоральная пальцевая работа с артикуляционным аппаратом с добавлением инструментального массажа (зонды, зондозаменители), включением проб постановки звуков и применением упражнений зондовой гимнастики.

4 этап

На четвертом этапе проводится комплексное логопедическое занятие с применением массажных техник. Основное время на занятии уделяется таким тренировкам, как гимнастика дыхательная, голосовая, артикуляционная с постановкой звуков (механический, зондовый или смешанный способ постановки) и их автоматизацией с проговариванием звуков, слогов, фраз на отрабатываемый звук (структура занятий, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами описаны в литературных источниках (Сахаровская О.П. Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звуков (С, З, Л, Р, Ш) у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс; 2019, 2020). Работа пальцевая и зондовая продолжается для нормализации мышечного тонуса, а также  как вспомогательная в постановке других звуков. Длительность комплексного занятия не должна превышать 45 минут (для ребёнка 4-7 лет), из этого времени на упражнения педагогического характера выделяется до 30 минут, на массаж языка, зондовую гимнастку и постановку звуков механическим способом — до 15 минут. В зависимости от степени речевого дефекта четвертый и пятый этапы могут быть объединены на усмотрение специалиста.

5 этап

ЛФМ продолжает применяться до тех пор, пока логопед не увидит полную автоматизацию навыка произнесения всех звуков, зафиксирует легкость введения звуков в речь, без трудностей в переключаемости отдельных мышечных групп в артикуляционном аппарате.

С этого момента начинается пятый этап, и коррекционные занятия могут проводиться без использования массажных техник. Обычно длительность занятий для пациентов по автоматизации звуков в слогах, словах, фразах не превышает 45 минут. Структура занятий по автоматизации звуков, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами описаны в авторских логопедических альбомах (Сахаровская О.П. Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звуков (С, З, Л, Р, Ш) у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс; 2019, 2020).

Таким образом, наш способ 5-ти этапной системы коррекции речевых нарушений является комплексным и позволяет одному специалисту работать с нарушением речи до полного его исправления, без временного разрыва, со значительной экономией времени и дополнительных усилий других профильных специалистов и родителей, а также способствует улучшению психологического состояния ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Заявляемая модель коррекции речевых нарушений направлена на повышение  эффективности  достижения ожидаемых результатов в более короткий срок за счет того, что сначала восстанавливается физиологический баланс на уровне горизонтальных диафрагм и регионов между ними и вертикальными фасциальными структурами. Давление, или мышечно-фасциальная компрессия на кости, суставы, позвонки, вены, артерии, нервные волокна, ослабевает и как следствие выравнивается осанка и лицевой скелет, снимаются эмоционально-мышечные паттерны в теле, восстанавливается мозговое кровообращение, стабилизируется эмоциональный и психологический фон, повышается познавательная деятельность, меняется поведение, улучшается настроение, появляется желание посещать занятия логопеда и мотивация к обучению, многие звуки, звуковые комплексы и слова ставятся сами, без специальной речевой стимуляции и длительных тренировок, в большинстве случаев от дисграфии и дислексии не остаётся и следа.  Холистическое воздействие на фасциальную систему в сочетании с логопедическим подходом демонстрирует результативную положительную динамику в исправлении речевых нарушений у детей и взрослых, ранее не получавших ожидаемых и заявляемых результатов от других методик и классических подходов логопедического массажа.

 

Техническим результатом 5-ти этапной последовательной коррекции является высокая степень индивидуализации и исправления в более короткие сроки указанных выше нарушений у лиц с речевой патологией.

Отличается данный способ от иных тем, что первичное механическое воздействие для коррекции речи оказывается в комплексе и последовательно на дальние и близлежащие зоны от языка, участвующего в артикуляционных движениях. Это грудной и шейный отдел, голова, жевательные и мимические мышцы, скелетные с переходом в последнюю очередь к собственным мышцам языка. При работе с мимическими, жевательными, скелетными и собственными мышцами языка работа проводится как снаружи, так и внутри ротовой полости.

Сколько сеансов ЛФМ необходимо сделать?

Режим проведения.

Сочетание ЛФМ с другими методиками.

Количество массажей и занятий на каждом этапе определяется степенью тяжести речевого нарушения и индивидуальной динамики организма. В зависимости от этапа и поставленных задач предполагается дозированное добавление педагогических коррекционных мероприятий.

Массаж можно проводить в следующих режимах:

  • 1 раз в неделю;
  • 2 раза в неделю (перерыв 3 дня);
  • 3 раза в неделю, интенсив, но на разные участки тела (с захватом соседних) и в данном режиме применяется интраоральный массаж.

На проработку одной зоны требуется от 3 сеансов и более, то есть до полного снятия миофасциальных блоков и нормализации мышечного тонуса.
Массаж выполняется без смазывающих кожу косметических средств, таких, как детская присыпка, тальк или массажное масло, крем.
Во время осуществления реабилитационной программы с использованием ЛФМ не рекомендуется параллельное использование аппаратных или физиопроцедур и других видов массажа во избежание перегрузки организма клиента и искажения чистоты результатов (остеопатия, мануальная терапия, классический общий массаж, классический логопедический массаж).
Обязательным условием перед проведением сеансов ЛФМ является прохождение функциональной диагностики методом ЭЭГ (электроэнцефалография) и УЗДГ (ультразвуковая диагностика сосудов шеи). После 10 сеансов ЛФМ рекомендуется пройти диагностический срез повторно.

Внимание! Лого-фасциальный массаж или миофасциальный логомассаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа) прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, Дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС. Больше информации о функциональной диагностике, для чего надо делать ЭЭГ и УЗДГ ребёнку и разработанных нами алгоритмов работы и стратегий ведения пациентов мы предоставили в видео-лекциях. Лекторы:

✔А. В. Уханов,  врач невролог высшей категории, врач функциональной диагностики высшей категории, г. Санкт-Петербург. https://neuromed.ru/ 

✔О.П. Сахаровская, логопед-практик высшей квалификационной категории и автор метода ЛФМ, г. Санкт-Петербург.

Объективизация ЛФМ методами функциональной диагностики. Лого-фасциальный массаж Сахаровской. 

Часть 1. Запись от 5 апреля 2020 г.

Лого-фасциальный массаж. Показания и противопоказания. Сочетание с другими методами реабилитации и лечения. Режим проведения. Вопрос-ответ. 

Часть 2. Запись от 11 апреля 2020 г.

Неговорящий ребёнок. Стартап в речевой реабилитации методом ЛФМ под контролем ЭЭГ. Алалия, Дизартрия, ОНР. Что делать, если ребёнок не говорит? 

Часть 3. Запись от 17 апреля 2020 г.

Неговорящий ребёнок. Нейрофизиологическая объективизация ЛФМ. Алалия, Дизартрия, ОНР. Что делать, если ребёнок не говорит? Результативность применения лого-фасциального массажа в динамике. 

Часть 4. Запись от 23 апреля 2020 г.