Программа ЛФМ

Как проводится лого-фасциальный массаж?

Методика ЛФМ в речевой реабилитации

Предоставляем на нашем сайте краткий обзор для информирования родителей перед тем, как записаться на реабилитационную программу “Речевая реабилитация. Программа ЛФМ”  и желающих освоить методику и  записаться на авторский курс О.Сахаровской “Метод ЛФМ”, модули ЛФМ-1 и ЛФМ-2.

Лого-фасциальный массаж в 5-ти этапной системе комплексной коррекции речевых, функциональных и мышечно-фасциальных  нарушений у лиц с речевой патологией. Лого-фасциальный массаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа) прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, Дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС.
Методика запатентована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (РОСПАТЕНТ) как  способ коррекции речевых нарушений Ольги Павловны Сахаровской.
Предлагаемая система  коррекции речевых нарушений включает 5 этапов. Количество массажей и занятий на каждом этапе определяется степенью тяжести речевого нарушения и индивидуальной динамики организма. В зависимости от этапа и поставленных задач предполагается дозированное добавление педагогических коррекционных мероприятий.

1 этап

На первом этапе проводятся сеансы лого-фасциального массажа на периферических отделах речевого аппарата (ручной и пальцевый): грудной регион (дыхательный аппарат) — от шейно-грудной до тазовой диафрагмы с осуществлением расслабления диафрагм с одновременной мобилизацией грудины и обучением клиента форсированному грудо-брюшному дыханию; шейный регион (голосовой аппарат) — от шейно-грудной до затылочно-челюстной диафрагмы с обучением клиента форсированной голосоподаче и  вибромассажем миофасциального комплекса  в области гортани; лицевой регион (артикуляционный аппарат) — от подъязычной диафрагмы до головы в целом.

2 этап

На втором этапе проводится интраоральный пальцевый лого-фасциальный массаж  артикуляционного аппарата с применением упражнений на расслабление и перенастройку ВНЧС.

3 этап

На третьем этапе продолжается интраоральная пальцевая работа с артикуляционным аппаратом с добавлением инструментального массажа (зонды, зондозаменители), включением проб постановки звуков и применением упражнений зондовой гимнастики.

4 этап

На четвертом этапе проводится комплексное логопедическое занятие с применением массажных техник. Основное время на занятии уделяется таким тренировкам, как гимнастика дыхательная, голосовая, артикуляционная с постановкой звуков (механический, зондовый или смешанный способ постановки) и их автоматизацией с проговариванием звуков, слогов, фраз на отрабатываемый звук (структура занятий, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами описаны в литературных источниках (Сахаровская О.П. Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звуков (С, З, Л, Р, Ш) у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс; 2019, 2020). Работа пальцевая и зондовая продолжается для нормализации мышечного тонуса, а также  как вспомогательная в постановке других звуков. Длительность комплексного занятия не должна превышать 45 минут (для ребёнка 4-7 лет), из этого времени на упражнения педагогического характера выделяется до 30 минут, на массаж языка, зондовую гимнастку и постановку звуков механическим способом — до 15 минут. В зависимости от степени речевого дефекта четвертый и пятый этапы могут быть объединены на усмотрение специалиста.

5 этап

ЛФМ продолжает применяться до тех пор, пока логопед не увидит полную автоматизацию навыка произнесения всех звуков, зафиксирует легкость введения звуков в речь, без трудностей в переключаемости отдельных мышечных групп в артикуляционном аппарате.

С этого момента начинается пятый этап, и коррекционные занятия могут проводиться без использования массажных техник. Обычно длительность занятий для пациентов по автоматизации звуков в слогах, словах, фразах не превышает 45 минут. Структура занятий по автоматизации звуков, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами описаны в авторских логопедических альбомах (Сахаровская О.П. Логопедический альбом: комплексные занятия для закрепления звуков (С, З, Л, Р, Ш) у детей дошкольного возраста. Ростов н/Д: Феникс; 2019, 2020).

Таким образом, наш способ 5-ти этапной системы коррекции речевых нарушений является комплексным и позволяет одному специалисту работать с нарушением речи до полного его исправления, без временного разрыва, со значительной экономией времени и дополнительных усилий других профильных специалистов и родителей, а также способствует улучшению психологического состояния ребенка и его эмоционально-волевой сферы.

Заявляемая модель коррекции речевых нарушений направлена на повышение  эффективности  достижения ожидаемых результатов в более короткий срок за счет того, что сначала восстанавливается физиологический баланс на уровне горизонтальных диафрагм и регионов между ними и вертикальными фасциальными структурами. Давление, или мышечно-фасциальная компрессия на кости, суставы, позвонки, вены, артерии, нервные волокна, ослабевает и как следствие выравнивается осанка и лицевой скелет, снимаются эмоционально-мышечные паттерны в теле, восстанавливается мозговое кровообращение, стабилизируется эмоциональный и психологический фон, повышается познавательная деятельность, меняется поведение, улучшается настроение, появляется желание посещать занятия логопеда и мотивация к обучению, многие звуки, звуковые комплексы и слова ставятся сами, без специальной речевой стимуляции и длительных тренировок, в большинстве случаев от дисграфии и дислексии не остаётся и следа.  Холистическое воздействие на фасциальную систему в сочетании с логопедическим подходом демонстрирует результативную положительную динамику в исправлении речевых нарушений у детей и взрослых, ранее не получавших ожидаемых и заявляемых результатов от других методик и классических подходов логопедического массажа.

 

Техническим результатом 5-ти этапной последовательной коррекции является высокая степень индивидуализации и исправления в более короткие сроки указанных выше нарушений у лиц с речевой патологией.

Отличается данный способ от иных тем, что первичное механическое воздействие для коррекции речи оказывается в комплексе и последовательно на дальние и близлежащие зоны от языка, участвующего в артикуляционных движениях. Это грудной и шейный отдел, голова, жевательные и мимические мышцы, скелетные с переходом в последнюю очередь к собственным мышцам языка. При работе с мимическими, жевательными, скелетными и собственными мышцами языка работа проводится как снаружи, так и внутри ротовой полости.

Сколько сеансов ЛФМ необходимо сделать?

Режим проведения.

Сочетание ЛФМ с другими методиками.

Количество массажей и занятий на каждом этапе определяется степенью тяжести речевого нарушения и индивидуальной динамики организма. В зависимости от этапа и поставленных задач предполагается дозированное добавление педагогических коррекционных мероприятий.

Массаж можно проводить в следующих режимах:

  • 1 раз в неделю;
  • 2 раза в неделю (перерыв 3 дня);
  • 3 раза в неделю, интенсив, но на разные участки тела (с захватом соседних) и в данном режиме применяется интраоральный массаж.

На проработку одной зоны требуется от 3 сеансов и более, то есть до полного снятия миофасциальных блоков и нормализации мышечного тонуса.
Массаж выполняется без смазывающих кожу косметических средств, таких, как детская присыпка, тальк или массажное масло, крем.
Во время осуществления реабилитационной программы с использованием ЛФМ не рекомендуется параллельное использование аппаратных или физиопроцедур и других видов массажа во избежание перегрузки организма клиента и искажения чистоты результатов (остеопатия, мануальная терапия, классический общий массаж, классический логопедический массаж).
Обязательным условием перед проведением сеансов ЛФМ является прохождение функциональной диагностики методом ЭЭГ (электроэнцефалография) и УЗДГ (ультразвуковая диагностика сосудов шеи). После 10 сеансов ЛФМ рекомендуется пройти диагностический срез повторно.

Внимание! Лого-фасциальный массаж или миофасциальный логомассаж (единственный из всех предлагаемых и используемых в коррекционной практике видов логопедического массажа) прошёл нейрофизиологическую объективизацию методами ЭЭГ, УЗДГ, Дуплекс сосудов шеи и УЗИ ВНЧС. Больше информации о функциональной диагностике, для чего надо делать ЭЭГ и УЗДГ ребёнку и разработанных нами алгоритмов работы и стратегий ведения пациентов мы предоставили в видео-лекциях. Лекторы:

✔А. В. Уханов,  врач невролог высшей категории, врач функциональной диагностики высшей категории, г. Санкт-Петербург. https://neuromed.ru/ 

✔О.П. Сахаровская, логопед-практик высшей квалификационной категории и автор метода ЛФМ, г. Санкт-Петербург.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться