Пациент: девочка, 4 года.
В ходе диагностики установлено фонетическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы.
Повод для обращения: Мама девочки за месяц до прихода к автору способа обращалась с жалобой на межзубность ребенка к логопеду в районную поликлинику. По результатам посещения была диагностирована дизартрия стертой формы (межзубное произношение С, З, Ц); дан совет — делать гимнастику языка (вверх-вниз, влево-вправо), постоянно повторять ребенку, что язык должен быть в домике (за нижними зубами) и заниматься развитием мелкой моторики. Повторная консультация к логопеду была назначена через 3 месяца.
При визуальном осмотре выявлено: лицо амимичное и бледное, взгляд тревожный, неулыбчива и скована; шея втянута в плечи, с наклоном головы на правую сторону и разворотом влево — немного вниз, подъязычная косточка несколько смещена кзади и вверх; правое плечо выше левого; плечи сведены кпереди; левая сторона туловища стянута.
При пальпации определяются многочисленные болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого пояса, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа, в подзатылочных мышцах справа.
Визуально наблюдается преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания (при норме должен наблюдаться грудо-брюшной тип).
Речевой статус: нарушено произношение двух групп звуков, а именно, межзубный сигматизм свистящих звуков С, З, Ц, ламбдацизм, фонетическая замена Л на W, дизартрия (стертой формы).
Нейропсихологическая проба на дизартрию положительная. Язык беспокойный, в поиске артикуляционной позы за нижними зубами, подъём языка за верхние зубы и к верхней губе затруднён, переключаемость движений губ и языка нарушена, саливация, цианичность языка, тонус повышен в корне языка, понижен в кончике языка.
Даны были статичные и динамичные пробы “Окошко”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Чистим зубки”, “Лопаточка”, “Конфетка”, “Лошадка”, “Индюк”.
Речевое заключение: Фонетическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стертой формы.
С ребёнком была проведена коррекция речевых, функциональных и мышечно-фасциальных нарушений в соответствии с заявляемым изобретением О.П. Сахаровской (патент на способ коррекции речевых нарушений№ 2723221) и с подключением 3-х зондов — «Логоёж», «Змейка», «Топорик» и зондозаменителей “Ложка”, “Вилка”.
Этап первый (4 сеанса):
- Схема № 1.1. ЛФМ грудного региона (дыхательный аппарат) — 1 сеанс.
- Схема № 1.2. ЛФМ грудного и шейного региона (дыхательный и голосовой аппарат) — 1 сеанс.
- Схема № 1.3. ЛФМ шейного региона (голосовой, артикуляционный аппарат) — 1 сеанс.
- Схема № 1.4. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) — 1 сеанс.
- Этап второй (6 сеансов):
- Схема № 1.5. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) в сочетании со схемой № 2.2. ЛФМ интраорального региона пальцевый — 3 сеанса.
- Схема № 1.6. ЛФМ черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) в сочетании со схемой № 2.4. из второго этапа ЛФМ интраорального региона пальцевый — 3 сеанса.
Этап третий, четвёртый и пятый были совмещены, так как наблюдалась хорошая и быстрая динамика в нормализации мышечного тонуса шейного и лицевого регионов. Проводились комплексные логопедические занятия с применением массажных техник — 6 комплексных занятий и 4 занятия по пятому этапу.
Основное время на занятиях уделялось артикуляционной гимнастике, зондовой гимнастике (миофункциональная дозированная перезагрузка, с зондами-утяжелителями мышц языка и на сопротивление), постановке звуков и их автоматизации с проговариванием звуков, слогов, фраз на отрабатываемый звук. Структура таких занятий, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами отражена в пособиях “Логопедические альбомы с комплексными занятиями по автоматизации звуков” О.П. Сахаровской, 2019; 2020.
Сроки общей коррекционной программы составили 20 посещений (4 месяца в режиме 2 раза в неделю, с перерывом на праздничные дни и пропуски по болезни). После проведенных занятий речь соответствует возрастным нормам.
Обычно при классическом подходе межзубный сигматизм свистящих звуков поддается коррекции за срок от 1 календарного года и до 3-х лет. Таким образом, заявляемый способ позволяет существенно сократить сроки устранения речевого дефекта за счет восстановления нормальной биомеханики миофасциальных систем и последующего педагогического переобучения и демонстрирует устойчивый положительный 100 % результат в речевом статусе.
Пациент: мальчик, 6 лет.
В ходе диагностики установлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы.
Повод для обращения: мама мальчика обратилась с жалобой на то, что ребёнок с 5-ти до 6-ти лет посещал старшую логопедическую группу (1 учебный год), а результатов и улучшения состояния речи не видит совсем, ни одного звука не поставлено, хотя при этом на дом логопед давал разучивать стихи на определённые звуки (был предъявлен индивидуальный дневник с записями).
При первичной диагностике выявлено: при визуальном осмотре — лицо одутловатое в области щёк и бледное, взгляд колючий; мальчик не улыбчив и скован; мышцы лба напряжены и сдвинуты в сторону волосистой части. Шея втянута в плечи, с характерными складочками — “ожерельем” от уха до уха. Голова наклонена на правую сторону, развернута влево и немного откинута назад. Правое плечо выше левого, плечи сведены кпереди, спина сутулая, лопатки смещены вверх, левая сторона туловища стянута. При пальпации определяются многочисленные болезненные уплотнения в мышцах плечевого и грудного пояса, области ключиц, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа, в подзатылочных мышцах с обеих сторон головы. При пальпации также определяются болезненные мышечные уплотнения в височных жевательных мышцах. Мышцы щек и губ снаружи мягкие, пухлые и слабые. Визуально определяется преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания.
Статус здоровья: обструктивный бронхит с грудного возраста, ремиссия, состоит на диспансерном учёте. До 6-ти лет обострения заболевания раз в полгода.
Речевой статус: нарушено произношение четырёх групп звуков (10 звуков) с фонетическими искажениями и фонематическими заменами шипящих звуков на свистящие, а именно: двухсторонний боковой сигматизм свистящих звуков С, З, Ц, губно-зубной сигматизм шипящих звуков Ш, Ж, Ч, ламбдацизм Л, Ль — отсутствуют, ротацизм Р, Рь горловое произношение. Нейропсихологическая проба на дизартрию положительная, язык беспокойный, в поиске артикуляционной позы за нижними зубами, подъём языка за верхние зубы и к верхней губе затруднён, переключаемость движений губ и языка нарушена, саливация, тонус языка повышен, синкинезии в области речевого аппарата, плеч и рук.
Даны были статичные и динамичные пробы “Окошко”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Чистим зубки”, “Лопаточка”, “Конфетка”, “Часики”, “Лошадка”, “Индюк”, “Расчёска”.
Психологический статус: лабильная эмоционально-волевая сфера, низкая мотивация к обучению, слабый самоконтроль. Интеллектуальное развитие соответствует высокому уровню возрастной нормы.
Речевое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стертой формы.
С ребёнком была проведена коррекция речевых, функциональных и мышечно-фасциальных нарушений в соответствии с заявляемым изобретением О.П. Сахаровской (патент на способ коррекции речевых нарушений№ 2723221) с подключением зондов и зондозаменителей.
Этап первый (10 сеансов):
- Схема № 1.1. ЛФМ грудного региона (дыхательный аппарат), 3 сеанса.
- Схема № 1.2. ЛФМ грудного и шейного региона (дыхательный и голосовой аппарат), 3 сеанса.
- Схема № 1.3. ЛФМ шейного региона (голосовой, артикуляционный аппарат), 2 сеанса.
- Схема № 1.4. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат), 2 сеанса.
- Этап второй (8 сеансов):
- Схема № 1.5. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) в сочетании со схемой № 2.2. второго этапа ЛФМ интраорального региона пальцевый, 3 сеанса.
- Схема № 1.6. ЛФМ черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) в сочетании со схемой № 2.4. второго этапа ЛФМ интраорального региона пальцевый, 5 сеансов.
Этап третий, четвёртый и пятый были совмещены, так как наблюдалась хорошая и быстрая динамика в нормализации мышечного тонуса шейного и лицевого регионов. Проводились комплексные логопедические занятия с применением массажных техник, 30 комплексных занятий и 12 по пятому этапу. Основное время на занятиях уделялось артикуляционной гимнастике, зондовой гимнастике (миофункциональная дозированная перезагрузка, с зондами-утяжелителями мышц языка и на сопротивление), постановке звуков и их автоматизации с проговариванием звуков, слогов, фраз на отрабатываемый звук (структура занятий, последовательность упражнений, наполняемость упражнениями и лингвистическими текстами отражена в “Логопедических альбомах с комплексными занятиями по автоматизации звуков” О.П. Сахаровской, 2019; 2020).
Сроки общей коррекционной программы составили 10 месяцев, из них первые 7 месяцев с посещениями 2 раза в неделю, затем 3 месяца 1 раз в неделю с перерывом по причине сезонных болезней (всего 60 встреч) по схемам и описанным этапам реализации способа. После проведенных занятий речь соответствует возрастным нормам.
Обычно при классическом подходе указанное речевое нарушение речи поддается коррекции в течение срока от 2-х лет и более. За время прохождения программы постепенно эмоционально-волевой фон становился более устойчивым и ровным, появились самоконтроль и здоровая мотивация к обучению, сформировалась адекватная самооценка (к дополнительной помощи психолога и невролога не обращались). Рецидивов обструктивного бронхита в течение указанного периода не было. В сравнении с другими известными методами и технологиями логопедической коррекции удалось существенно сократить сроки устранения речевого дефекта и психологических нарушений за счет восстановления нормальной биомеханики миофасциальных систем и последующего педагогического переобучения. Заявляемый способ демонстрирует устойчивый, положительный, стопроцентно реализуемый результат в речевом статусе.
Пациент: девочка, 8 лет.
Моторная афазия, дисфония на фоне перенесённой нейроинфекции с левосторонним гемипарезом.
Повод обращения: мама девочки приехала на 2-х недельную программу по восстановлению речи. Со слов мамы, дочь перенесла в 6 лет нейроинфекцию, был левосторонний гемипарез, но с этим справились быстро, но речь была потеряна. Проявилась гиперсаливация. 2 года реабилитации с минимальной динамикой речевого статуса. До момента заболевания ребенок развивался в соответствии с возрастной нормой, в том числе со стороны речи. Логопеды по месту проживания восстановили работу мышц рта, некоторые звуки начали появляться. Ставили разные диагнозы, сначала моторную афазию, затем — афонию. Сейчас занимается с 2-мя логопедами, посещает психолога, использующего методы нейропсихологии.
При первичной диагностике выявлено следующее: лицо одутловатое в области щёк и бледное, взгляд тревожный, рот приоткрыт, обильное слюнотечение. Голова наклонена вниз, на правую сторону, с разворотом влево. Грудино-ключично-сосцевидная мышца справа не визуализируется, слева выступает, напряжена и натянута. Подъязычная диафрагма смещена кзади и вверх, гортань смещена кзади, кожно-мышечные покровы от ярёмной ямки до зоны подъязычной косточки стянутые и жёсткие. Правое плечо выше левого, плечи сведены кпереди, лопатки смещены вверх, правая сторона туловища стянута.
При пальпации определяются многочисленные болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого и грудного пояса, области ключиц, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы с обеих сторон (шея “жёсткая”), в подзатылочных мышцах с обеих сторон, головы. Также выявляются болезненные мышечные уплотнения в височных жевательных мышцах, в области ВНЧС и жевательных мышцах челюсти.
Мышцы щек и губ снаружи мягкие, пухлые и слабые. Язык оттянут назад к горлу, спазмирован. Мягкое нёбо опущено вниз. Паретично, при попытке произнести гласный звук “А” язык ещё больше отодвигается кзади, к нёбной занавеске и вверх, воздух из лёгких не проходит в ротовую полость. Непроизвольная мимика сохранена (мимические мышцы работают, моргает, когда плачет, хмурит брови), но по просьбе логопеда произвольно выполнить инструкцию, например, закрыть глаза или нахмурить брови, вытянуть губы трубочкой, выполнить действие не может. По просьбе повторить какое-либо слово или фразу не может, задыхается.
Визуально определяется преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания (слабое движение нижней рёберной части), при глубоком вдохе и выдохе грудная клетка не меняется в объёме (верхнего грудного дыхания нет). Преобладает носовой тип дыхания. Ротового дыхания нет (при произвольном вдохе начинает задыхаться и краснеть).
Статус здоровья:
По заключению МРТ наблюдается МР-картина зоны кистозно-глиозных-атрофических изменений правой лобной и теменной долей, участков глиозных изменений левой лобной доли, мозолистого тела. По сравнению с предыдущим МР-исследованием (2 года назад) — без существенной динамики.
Первый диагноз невролога — левосторонний спастический гемипарез I степени на фоне перенесённого энцефалита, вызванного вирусом простого герпеса I типа. Двусторонний периферический парез 7 пары ЧМН. Моторная афазия.
Повторный диагноз — последствия перенесённого вирусного энцефалита. Псевдобульбарный синдром. Парез языко-глоточного нерва.
Речевой статус:
Обращённую речь понимает, инструкции выполняет. Общительна, на контакт идёт, адекватна. Рото-носовое дыхание не сформировано. Ротового дыхания нет. При произвольной речевой нагрузке начинает задыхаться и краснеть. Звуки всего алфавита произносит с грубыми искажениями без участия языка и губ, либо звуки отсутствуют. Звуки “выдавливает”.
Психологический статус:
Завершила обучение по общеобразовательной программе 1-го класса. Познавательное развитие соответствует высокому уровню возрастной нормы. По математике 5, с чтением и русским языком проблема. Эмоционально-волевая сфера стабильна.
Речевое заключение: Псевдобульбарный синдром. Дизартрия тяжёлой степени на фоне перенесённой нейроинфекции.
В течение 14 дней с девочкой было проведено 6 сеансов по программе, соответствующей заявляемому изобретению.
Первые два сеанса проводились через день, затем следовал перерыв 3 суток. Потом — три сеанса через день и снова перерыв 3 суток, затем заключительный сеанс.
- Первый сеанс проведён по схеме № 1.1. ЛФМ грудного региона (дыхательный аппарат) с добавлением пункта 3 из схемы №1.4. ЛФМ с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У. Сутки перерыв.
- Второй сеанс проведён по схеме № 1.2. ЛФМ грудного и шейного региона (дыхательный и голосовой аппарат) с одновременной мобилизацией грудины и обучением пациента форсированному грудо-брюшному дыханию (из схемы № 1.1., пункт 1 ЛФМ), вибромассажем миофасциального комплекса в области гортани с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У и добавлением пункта 3 из схемы № 1.4. ЛФМ. Добавлена схема № 2.2. ЛФМ интраорального региона пальцевый.
- Трое суток перерыв.
- Третий сеанс проведен по схеме № 1.3. ЛФМ шейного региона (голосовой, артикуляционный аппарат) с одновременной мобилизацией грудины и обучением пациента форсированному грудо-брюшному дыханию (из схемы № 1.1., пункт 1 ЛФМ), вибромассажем миофасциального комплекса в области гортани с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У и добавлением пунктов 3, 4 из схемы № 1.4. ЛФМ. Добавлена схема № 2.3. ЛФМ интраорального региона пальцевый (без инструментального массажа).
- Сутки перерыв.
- Четвёртый сеанс проведён по схеме № 1.4. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) с одновременной мобилизацией грудины и обучением клиента форсированному грудо-брюшному дыханию (из схемы № 1.1., пункт 1 ЛФМ ), вибромассажем миофасциального комплекса в области гортани с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У и добавлением пунктов 3,4 из схемы № 1.4. ЛФМ.
- Сутки перерыв.
- Пятый сеанс проведён по схеме № 1.5. ЛФМ шейного и черепно-лицевого региона (артикуляционный аппарат) и вибромассажем миофасциального комплекса в области гортани с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У (с добавлением пунктов 3 и 4 из схемы №1.4.) и схеме № 2.3. ЛФМ интраорального региона пальцевый (без применения инструментального массажа).
- Трое суток перерыв.
- Шестой сеанс проведён по схеме № 1.1. ЛФМ грудного региона (дыхательный аппарат) и добавлением схемы № 1.4. ЛФМ и с вызыванием гласных звуков А, Э, Ы, О, У, с добавлением схемы № 2.3. ЛФМ интраорального региона пальцевый (без применения инструментального массажа).
Результаты коррекции:
После первого сеанса ЛФМ девочка начала жевать жвачку, раньше проглатывала ее сразу (заработали височные жевательные, медиальная крыловидная, латеральная крыловидная мышца, жевательная двубрюшная мышца, переднее брюшко), при этом рот закрыт, губы сомкнуты и саливации нет.
После четвертого сеанса пошло отхаркивание, хлопьями и комками (такого раньше не было), и самое главное — девочка начала контролировать этот процесс и сплевывать (заработали скелетные и собственные мышцы языка, мимические мышцы).
После пятого сеанса самостоятельно стала высовывать язык изо рта, дотягиваясь до нижней губы (раньше могла дотянуться только до нижних зубов). При речевой нагрузке на гласные звуки А, Э, Ы, О, У мягкое нёбо стало подниматься, маленький язычок начал двигаться вперёд-назад, нормализовался цвет гортани, и при этом корень языка стал опускаться вниз. В рамках сеансов массажа смогли достичь чистого звучания гласных звуков.
В начале шестого сеанса при вдохе объём грудной клетки увеличивался еще только по правой стороне. В конце шестого сеанса добились полного двустороннего раскрытия грудной диафрагмы и её синхронизации с брюшной диафрагмой. После шестого сеанса в течение недели, со слов мамы, стал изменяться звук и чистота тех слов, которые она могла говорить ранее и новые слова стали произноситься понятнее и четче. Например, баня, воля, баба, деда, то есть любые слова первого слогового класса может прочитать и сразу объяснить, что прочитала. Появился интерес к прочтению новых слов.
Рекомендовано продолжить по месту жительства занятия с нейропсихологом и логопедом. Приехать на интенсивный курс через 3 месяца для проведения диагностического среза и наблюдения динамики.
Таким образом, предлагаемый “Способ коррекции речевых нарушений” О.П. Сахаровской (патент № 2723221) демонстрирует положительный результат в речевом статусе даже в тяжёлых случаях.
Пациент: мальчик, 6 лет.
В ходе диагностики установлено общее недоразвитие речи (ОНР III) у ребёнка с дизартрией стёртой формы. Прикус перекрестный со смещением нижней челюсти вправо.
Повод для обращения:
Ребёнок год посещал логопедическую группу с последующим продлением ещё на 1 год (в саду поставлены звуки ш, ж, р, рь, ль). Нарушено произношение 7-ми звуков (с, з, ц — межзубный сигматизм; ч — межзубный, боковой правосторонний; щ — боковой правосторонний; ль — боковой правосторонний; л — отсутствует).
Мама ребенка первый раз обратилась 30 мая на консультацию с запросом по снятию напряжения с региона спины и шейно-воротниковой зоны. Был проведен 1 сеанс лого-фасциального массажа (ЛФМ) на грудной, шейный и черепно-лицевой регионы.
Через 2,5 месяца мама повторно обратилась уже с запросом по коррекции прикуса после посещения стоматолога, так как ребёнку была рекомендована консультация ортодонта.
При визуальном осмотре выявлено: лицо амимичное и бледное, взгляд тревожный, не улыбчив и скован; мышцы лба напряжены и сдвинуты в сторону волосистой части; шея втянута в плечи, с наклоном головы на правую сторону и разворотом влево — немного вниз, подъязычная косточка несколько смещена кзади и вверх; правое плечо выше левого; плечи сведены кпереди; левая сторона туловища стянута; прикус перекрестный со смещением нижней челюсти вправо и оттопыриванием нижней губы.
При пальпации определяются многочисленные болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого пояса, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа, в подзатылочных мышцах справа, в области ВНЧС с обеих сторон.
Визуально наблюдается преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания (при норме должен наблюдаться грудо-брюшной тип).
Речевой статус:
нарушено произношение трёх групп звуков, а именно, межзубный сигматизм свистящих звуков С, З, Ц; Ч — межзубный, боковой правосторонний сигматизм; Щ — боковой правосторонний сигматизм; ламбдацизм, фонетическая замена Л на W, дизартрия (стертой формы).
Нейропсихологическая проба на дизартрию положительная. Язык беспокойный, в поиске артикуляционной позы за нижними зубами, подъём языка за верхние зубы и к верхней губе затруднён, переключаемость движений нижней челюсти, губ и языка нарушена, саливация, цианичность языка, тонус повышен в корне языка, понижен в кончике языка.
Даны были статичные и динамичные пробы “Окошко”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Чистим зубки”, “Лопаточка”, “Конфетка”, “Лошадка”, “Индюк”.
Речевое заключение:
ОНР (III уровень речевого развития) у ребёнка с дизартрией стёртой формы.
Результаты коррекции прикуса и ДВНЧС по методу ЛФМ
С ребёнком было проведено 3 сеанса ЛФМ в течении 10 дней. Каждый сеанс проводился с перерывом в 3 дня по схеме ЛФМ № 2.5.
- Первый сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5.
Так как у пациента было выявлено диафрагмально-брюшное дыхание с преобладанием работы мышц живота (при вдохе живот надувался как шарик практически без участия нижних рёберных дуг), то на первом сеансе дополнительно с осуществлением расслабления диафрагм с одновременной мобилизацией грудины проводилось обучение форсированному грудо-брюшному дыханию в области верхнего отдела грудного региона.
После первого сеанса ЛФМ восстановилось грудо-брюшное дыхание, устранена асимметрия нижней трети лица (полноценно заработали мимические мышцы и круговая мышца губ). При пальпации снизились болевые ощущения в области височных жевательных мышц, ВНЧС и жевательных мышц. А также уменьшились болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого пояса, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа, в подзатылочных мышцах.
- Второй сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 без дополнительных манипуляций.
- Третий сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 с добавлением упражнений на сопротивление и переобучением миофасциального комплекса ВНЧС.
После третьего сеанса болевые ощущения в черепно-лицевом, шейном, плечевом и грудном регионе снизились, ткани стали мягкие и податливые, что говорит о нормализации мышечного тонуса. Лицо стало живое, с активной мимикой без асимметрии. Осанка стала ровнее, выпрямилась спина, угол раствора положения головы по отношению к шее стал шире (см. фото 1). А также видна динамика состояния прикуса (см. фото 2). Таким образом, можно говорить о том, что уже после 3 сеанса миофасциальный дисбаланс устранен путём снятия напряжения и высвобождения естественного механизма движений данных структур. В словах начал становиться правильный звук «Ч» без применения дополнительных логопедических тренировок.
Пациент:мальчик, 7 лет.
В ходе диагностики установлено фонетическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы. Прикус дистальный (прогнатия).
Повод для обращения:
Ребёнок год посещал логопедические занятия. Затруднена постановка звука “Р” из-за нарушенного прикуса (свод нёба узкий в виде подковы).
При визуальном осмотре выявлено: лицо амимичное и бледное, взгляд тревожный, формирование лицевого скелета по вертикальному типу; шея напряжена, с наклоном головы на правую сторону и разворотом влево — немного вниз, подъязычная косточка несколько смещена кзади и вверх; правое плечо выше левого; плечи сведены кпереди; левая сторона туловища стянута; прикус дистальный (прогения).
При пальпации определяются многочисленные болезненные уплотнения в мышцах плечевого и грудного пояса, области ключиц, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы справа, в подзатылочных мышцах с обеих сторон головы. При пальпации также определяются болезненные мышечные уплотнения в височных жевательных мышцах. Мышцы щек и губ снаружи мягкие, пухлые и слабые. Визуально определяется преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания.
Речевой статус:
Нарушено произношение трёх групп звуков, а именно, звуки С, З — в речи наблюдается лёгкое отклонение языка вправо, звук Ц- лёгкий спазм щеки справа; Ч, Щ — лёгкий спазм щеки справа; Щ=Ч/Сь — в речи (фонетическое искажение); звук Л — не автоматизирован в речи; Р, Рь — горловые.
Нейропсихологическая проба на дизартрию положительная. Язык беспокойный, в поиске артикуляционной позы за нижними зубами, подъём языка за верхние зубы и к верхней губе затруднён, переключаемость движений нижней челюсти, губ и языка нарушена, саливация, дистония, тонус повышен в корне языка, понижен в кончике языка. Девиация челюсти вправо.
Даны были статичные и динамичные пробы “Окошко”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Чистим зубки”, “Лопаточка”, “Конфетка”, “Лошадка”, “Индюк”.
Статус здоровья:
Аденоиды 2-3 степени с 2,5 лет, до 3-х лет часто болел.
Психологический статус:
лабильная эмоционально-волевая сфера, низкая мотивация к обучению, слабый самоконтроль. Интеллектуальное развитие соответствует высокому уровню возрастной нормы.
Речевое заключение:
Фонетическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы.
Результаты коррекции прикуса и ДВНЧС по методу ЛФМ
С ребёнком было проведено 3 сеанса ЛФМ в течении 10 дней. Каждый сеанс проводился с перерывом в 3 дня по схеме ЛФМ № 2.5.
- Первый сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5. Так как у пациента было выявлено неравномерное и асинхронное дыхание брюшного и грудного отделов (волнообразное), то на первом сеансе дополнительно с осуществлением расслабления диафрагм с одновременной мобилизацией грудины проводилось обучение форсированному грудо-брюшному дыханию в области верхнего отдела грудного региона.
После первого сеанса ЛФМ восстановилось грудо-брюшное дыхание. При пальпации болевые ощущения стали менее выражены в области височных жевательных мышц, ВНЧС и жевательных мышц. А также уменьшились болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого пояса, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышц, в подзатылочных мышцах.
- Второй сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 без дополнительных манипуляций.
- Третий сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 с добавлением упражнений на сопротивление и переобучением миофасциального комплекса ВНЧС.
После третьего сеанса болевые ощущения в черепно-лицевом, шейном, плечевом и грудном регионе снизились, ткани стали мягкие и податливые, что говорит о нормализации мышечного тонуса. Осанка стала ровнее, выпрямилась спина, угол раствора положения головы по отношению к шее стал шире (см. фото 3). Видна динамика состояния прикуса и уменьшение воспаления дёсен, а также изменение цвета с ярко красного на розовый (см. фото 4). Таким образом, можно говорить о том, что уже после 3 сеанса миофасциальный дисбаланс устранен путём снятия напряжения и высвобождения естественного механизма движений данных структур. В конце сеанса вызвана вибрация звука “Р”. Выявленный на первичном обследовании лёгкий спазм щеки справа при произнесении звуков Ч, Щ, Ц отсутствует.
Пациент: девочка, 6 лет.
В ходе диагностики установлено фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы. Прикус дистальный (прогнатия).
Повод для обращения:
Ребёнок год посещал логопедические занятия. Поставлены и автоматизированы в речи свистящие и шипящие звуки. Затруднена постановка звуков “Р”, “Рь” из-за нарушенного прикуса (прогнатия со смещением зубного ряда верхней челюсти влево).
При визуальном осмотре выявлено: лицо амимичное и бледное, взгляд тревожный, формирование лицевого скелета по вертикальному типу, ассиметричное; шея напряжена, с наклоном головы на левую сторону и разворотом вправо — немного вниз, подъязычная косточка несколько смещена кзади и вверх; левое плечо выше правого; плечи сведены кпереди; правая сторона туловища стянута; прикус мезиальный (прогнатия со смещением зубного ряда верхней челюсти влево). При открывании рта наблюдается отклонение нижней челюсти влево.
При пальпации определяются многочисленные болезненные уплотнения в мышцах плечевого и грудного пояса, области ключиц, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышцы слева, в подзатылочных мышцах с обеих сторон головы. При пальпации также определяются болезненные мышечные уплотнения в височных жевательных мышцах. Мышцы щек и губ снаружи мягкие, пухлые и слабые. Визуально определяется преимущественно диафрагмально-брюшной тип дыхания.
Речевой статус:
Нарушено произношение сонорных звуков Р, Рь — горловые. Нарушена слоговая структура и фонематический слух.
Нейропсихологическая проба на дизартрию положительная. Язык беспокойный, в поиске артикуляционной позы за нижними зубами, подъём языка за верхние зубы и к верхней губе затруднён, переключаемость движений нижней челюсти, губ и языка нарушена, саливация, дистония, тонус повышен в корне языка, понижен в кончике языка. Наблюдаются фибриллярные подёргивания, кончик языка белеет. Девиация челюсти влево.
Даны были статичные и динамичные пробы “Окошко”, “Заборчик”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Чистим зубки”, “Лопаточка”, “Конфетка”, “Лошадка”, “Индюк”.
Речевое заключение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребёнка с дизартрией стёртой формы.
Результаты коррекции прикуса и ДВНЧС по методу ЛФМ
С ребёнком было проведено 3 сеанса ЛФМ в течении 10 дней. Каждый сеанс проводился с перерывом в 3 дня по схеме ЛФМ № 2.5.
- Первый сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5. Так как у пациента было выявлено неравномерное и асинхронное дыхание брюшного и грудного отделов (волнообразное), то на первом сеансе дополнительно с осуществлением расслабления диафрагм с одновременной мобилизацией грудины проводилось обучение форсированному грудо-брюшному дыханию в области верхнего отдела грудного региона.
После первого сеанса ЛФМ восстановилось грудо-брюшное дыхание. При пальпации болевые ощущения стали менее выражены в области височных жевательных мышц, ВНЧС и жевательных мышц. А также уменьшились болезненные мышечные уплотнения в мышцах плечевого пояса, лестничных мышцах и грудино-ключично-сосцевидной мышц, в подзатылочных мышцах.
- Второй сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 без дополнительных манипуляций.
- Третий сеанс был проведён по схеме ЛФМ № 2.5 с добавлением упражнений на сопротивление и переобучением миофасциального комплекса ВНЧС.
После третьего сеанса болевые ощущения в черепно-лицевом, шейном, плечевом и грудном регионе снизились, ткани стали мягкие и податливые, что говорит о нормализации мышечного тонуса. Осанка стала ровнее, выпрямилась спина, угол раствора положения головы по отношению к шее стал шире (см. фото 5). Заметно снизилось воспаление дёсен, а также изменился цвет с ярко красного на розовый (см. фото 4). Таким образом, можно говорить о том, что уже после 3 сеанса миофасциальный дисбаланс устранен путём снятия напряжения и высвобождения естественного механизма движений данных структур. В конце сеанса вызвана вибрация звука “Р”.
Таким образом, техническим результатом от использования метода ЛФМ стало ускорение положительной динамики и повышение стабильности результата, уменьшение сроков нормализации состояния пациента, расширение коррекционных возможностей в области речевых нарушений, для которых данный способ коррекции дает положительные результаты, достижение комплексного улучшения общего состояния пациента.